Депутат Оренбургского городского Совета

 

МАВЛЮТОВ

Марат Мидхатович

 "Оренбург – это улицы и районы моего детства, юности и взрослой жизни. Это моя малая Родина и мне небезразлично кто и как будет отстаивать интересы горожан."

 

Последствия реализации и проблемы реформы здравоохранения

29 ноября 2013 г. депутат Оренбургского городского Совета Марат Мавлютов принял участие в   заседании круглого стола Альтернативного Правительства Оренбургской области на тему: «Дорожная карта здравоохранения Оренбургской области: последствия её реализации для системы медицинских учреждений и влияние на здоровье населения».

 

Целью заседания стало определение задач, которые ставятся реформой в сфере здравоохранения, влияние предлагаемых механизмов реформы на изменение качества медицинской помощи, выявления наиболее острых проблем и подготовке общественных рекомендаций.

В заседании круглого стола приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Катасонов, депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области от Политических партий СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, КПРФ, ЛДПР, заслуженные работники здравоохранения, представители учреждений здравоохранения с Оренбургской области, депутаты представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, а также представители общественных организаций.

Заседание круглого стола открыл председатель Альтернативного Правительства Оренбургской области, депутат Государственной Думы С.М. Катасонов, который также выступил с основным докладом по данной теме.

«Проблема здравоохранения для населения является одной из самых актуальных, если не самой актуальной проблемой. 30 апреля 2013 года принято Постановление Правительства Оренбургской области №347-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области». Анализ плана развития здравоохранения Оренбургской области с проведением мониторинга аналогичных планов регионов Приволжского Федерального округа свидетельствует о рисках снижения качества и доступности медицинского обеспечения населения, сохранения здоровья населения, сохранения системы здравоохранения в целом, включая медицинских кадров и системы медицинских учреждений.

Анализируя сложившуюся сегодня ситуацию в сфере здравоохранения Оренбургской области и план развития здравоохранения, изложенный Правительством Оренбургской области в дорожной карте, участники заседания отмечают следующее:

большинство населения Оренбургской области не удовлетворено уровнем медицинского обслуживания;

запланированное соотношение средней заработной платы медицинских работников и средней заработной платы Оренбургской области не достигнуто;

основные мероприятия, проводимой реформы направлены на сокращение медицинских учреждений либо их преобразования в медицинские учреждения с более узкими возможностями оказания медицинской помощи, сокращением стационарной медицинской помощи, сокращением кадров;

план развития здравоохранения области на 6 лет, изложенный в Постановлении Правительства области № 347-п от 30 апреля 2013 года, не обеспечивает повышение эффективности и доступности здравоохранения.

С докладами на тему последствий реализации системы медицинских учреждений и влияния на здоровье населения  выступили депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области Новиков В.Г. и Фролов В.И., с содокладами выступили заслуженные врачи РСФСР Долгушин Н.Н., Кабанов П.Н., которые остро ставили проблемы реформы сегодняшнего здравоохранения, отсутствия реального повышения заработной платы, сокращение медицинских учреждений, отделений, стационарных коек и кадров, отсутствие достаточного количества специалистов узкого профиля, дефицит средств в региональных программах по развитию бесплатной медицины.

Основной причиной негативных тенденций в сфере здравоохранения стало изменение социального приоритета оказания медицинской помощи на приоритет экономической эффективности предоставления медицинских услуг. В результате рынок стал диктовать условия существования всех медицинских учреждений. Переход к одноканальному подушевому финансированию из ФОМС без соответствующих ограничений в виде требований обеспечения «шаговой доступности» медицинской помощи спровоцировал массовое сокращение экономически неэффективных медицинских учреждений в сельской местности.

Отсутствие четких требований по жесткому соотношению заработной платы между различными категориями медицинских работников привело к несбалансированности заработной платы внутри системы здравоохранения, к нарушению основного принципа справедливого и удовлетворительного вознаграждения за труд, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. А отсутствие требований по соответствию минимального базового оклада минимальному размеру оплаты труда, привело к оплате в размере МРОТ медицинских работников различный квалификации, выполняющих работу с разными условиями труда и с разной нагрузкой.

Неопределенность в формировании плана-задания по программе государственных гарантий и его корректировки по фактически оказанным медицинским услугам привели к дисбалансу в распределении финансовых ресурсов между медицинскими учреждениями.»

После обсуждения участники заседания решили направить в органы государственной власти Российской Федерации и Оренбургской области рекомендации, касающиеся законодательного урегулирования вопросов закрепления полномочий по проведению контрольных мероприятий в части правомерности оплаты одних и тех же услуг из различных источников (ФОМС, ДМС, население, организации), внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающую норму по размеру минимального базового оклада в размере МРОТ, внесения изменений в Федеральный закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в части закрепления нормы по финансированию ФАПов, врачебных амбулаторий в населенных пунктах с количеством населения меньше 300 человек по фактическим расходам, проведения мониторинга и анализа «дорожных карт» субъектов Российской Федерации в части соответствия предусмотренных мероприятий по достижению цели улучшения качества и доступности медицинской помощи, принятия нормативных документов, устанавливающих единые стандарты во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения, разработка методики формирования плана-задания по программе государственных гарантий, учитывающей потребность населения в медицинской услуге и возможность ее качественного предоставления государственными учреждениями, а также корректировку по фактически оказанным услугам, выделения дотаций в областном бюджете на содержание медицинских учреждений, восстановления районной больницы в п. Энергетик Новоорского района и др.

 

В связи с этим необходима не только продуманная стратегия реформирования здравоохранения, но и установление единых стандартов во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения, а также федеральный государственный контроль за деятельностью субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.